Салют, Москва! (часть 3, заключительная)
... Покидаю Нескучный сад. Нужно торопиться. Схожу с петляющей меж деревьев дорожки - немного срезаю путь. Спускаюсь по умеренно крутому дну одной из балок вниз к реке. Откуда-то нарастает непонятный грохот. Интересно, что это может быть? Спустившись к набережной, вливаюсь в тот же размеренно двигающийся редкий поток гуляющих. Источником шума оказался железнодорожный мост, по которому медленно двигался товарный поезд.
В непосредственной близости к мосту странным выглядит наличие элитного жилого комплекса под названием Грин-Хилс . Хотя, с определенными оговорками, место здесь просто офигительное! От реки комплекс отделяет лишь дорога и набережная. Четырехэтажные здания комплекса выполнены в традициях русского модерна - радуют глаз!
Любая мало-мальски пригодная лужайка у реки занята сидящими людьми. Особенно много их перед Лужнецким метромостом, у так называемого пляжа-пристани. На одной фотографии прошлого века это место запечатлено в летний жаркий день. Народу тогда было - яблоку негде упасть. Сейчас здесь не так многолюдно. В Москве-реке я заметил всего одного купальщика, который уже возвращался к берегу, будто спасаясь от проходивших по реке двух больших прогулочных судов...
Солнце клонилось к закату. Сейчас оно спряталось за метромост, но в арке под ним красно-оранжевые лучи продолжали отражаться от волнующейся поверхности реки. Красиво!
Сам мост двухъярусный. На первом ярусе размещается станция метро "Воробьёвы горы". С наружных сторон моста прилепились малозаметные открытые пешеходные переходы...
Странно! Второй раз бросаю взгляд на верхний, автомобильный ярус моста, а замеченная мною ранее на мосту пробка похоже и не собирается рассасываться. Я перешел под мостом по набережной, и понял причину этого феномена. Это была не пробка. На другой стороне на мосту машины стояли точно также, и не собирались никуда двигаться. Несмотря на расстояние и высоту я смог заметить, что по среднему ряду дороги движение есть. Воспользовавшись послаблением со стороны властных структур, которое, наверное, стало традиционным в праздничные дни, автовладельцы устроили на мосту стихийную стоянку, судя по всему, возникшую не одномоментно, и уже некоторое время назад. У нас ведь заведено, что кто не успел - тот опоздал! Многие из них вышли из своих автомобилей и скучающе посматривали по сторонам. Резвились дети...
Ярусом ниже, на пешеходном переходе потихоньку начали собираться люди...
Я осмотрелся. Если подняться к смотровой площадке у МГУ, то потом придется возвращаться сюда же, к мосту, чтобы перейти по нему на ту сторону Москвы-реки к станции "Спортивная". А это была дополнительная трата времени.
Впрочем, до салюта оставался еще час времени, поэтому я решил проверить все возможные варианты. Первый вариант со смотровой площадкой перед МГУ отпал быстро, и сам собой - полиция оцепила к ней все подступы. Тогда я решил встать на пешеходной части метромоста. Подхожу к лестнице, но обнаруживаю, что и она перекрыта металлическим ограждением и двумя полицейскими. Опоздал.
- Скажите, - обращаюсь я к одному из них, - а после салюта здесь можно будет пройти?
Мне отвечает молодой лейтенант в новой темно-синей парадной форме, что беспокоиться, мол, не стоит, как только поступит команда, так и начнут пропускать. За то краткое время пока я задавал свой вопрос, а он мне на него отвечал, ему раза два приходилось отвлекаться, и говорить "Нет!" желающим попытать счастья пройти, просочиться, пролезть, одним словом, попасть за ограждение. А сколько раз в течение оставшегося до салюта времени он должен еще будет произнести "Нет", "Нельзя", "Запрещено" непонимающим гражданам? Работенка еще та! С людьми всегда тяжело работать. Но именно здесь и проявляется профессионализм...
Я спустился вниз на набережную, и стал соображать, что делать дальше. На мост также перестали пускать. Надо было приходить заранее... Я с сожалением посмотрел через реку, представил себя на противоположном берегу. Обращенная в сторону Воробьевых гор, та набережная показалась мне более удобным для просмотра салюта местом.
Позади меня крутой склон, в высоту метров десять. Со стороны входа в метро на его вершину есть проход, но он тоже перекрыт. Однако, народ туда как-то просочился, и теперь сидит себе в ожидании. Гребень склона выглядит словно насест в курятнике. Народ, сидящий там может быть признаком удобного для просмотра места. Покрытый травой склон, пожалуй, крутоват, но праздничное воодушевление будто витает в воздухе: раз не пускают там, то я поднимусь здесь! Я подступаю к подножию, и начинаю карабкаться наверх. На склоне попадаются выемки для ног, с ними легче. Кстати говоря, подниматься всегда легче, чем спускаться. Вспомнилось восхождение на скалу отца Федора в романе "Двенадцать стульев": наверх он тоже забрался без труда, а вот слезть не смог...
Отсюда видна верхняя часть стелы на Поклонной горе. Кажется, что она близко. Темнеет. До салюта еще полчаса. Начинает ощутимо холодать. Утеплится не во что, куртку оставил дома. Хорошо, что снижение температуры имеет свой предел, и опустившись до определенной отметки оно наконец-то прекратилось. И то хорошо, что околеть от холода в оцепленном районе Москвы у меня не получится.
Видно, что ни у одного меня боевое настроение: к нам на пригорок тем же способом, что и я, взобралась пожилая пара...
С вершины гряды хорошо просматривается Москва-река. На ней уже скапливаются речные суда. Я насчитал штук двадцать разных по размеру кораблей, от огромных, при развороте в длину занимающих треть реки, до упитанных катерков. Один такой, двухэтажный белый катер, от этого кажущийся раздувшимся от важности, с открытой верхней палубкой, появился из-под метромоста, медленно и плавно вошел в прилегающую акваторию, и посигналил своей особой речной "крякалкой". Оба берега с застоявшимися в ожидании людьми дружно отозвались восторженными криками. Катерок "крякнул" еще раз, и возгласы усилились аплодисментами и криками "ура!". Потом все стихло. Корабли продолжали занимать на реке наиболее удобные для просмотра места...
Я подошел к краю, посмотрел вниз: несмотря на крутизну, весь склон был усыпан как-то примостившимися, сидящими на нем людьми...
Первый залп прозвучал громко и неожиданно. Я вздрогнул. Били откуда-то сверху и, похоже, салютная точка размещалась не очень далеко. Успевшее потемнеть небо рассыпалось гроздьями фейерверка. К сожалению, место где мы расположились оказалось не совсем удачным - просмотру мешали ветки деревьев. Среди нераспустившейся кроны метались в нервном полете обезумевшие от страха, дезориентированные птахи...
Под конец размеренное бабаханье салюта стало интенсивнее. Красота воздушных разрывов становилась всё интереснее. Однако небо и сам салют заволокло дымом, который сносился слабым ветром в сторону Москвы-реке. Изредка я смотрел на соседний фейерверк в Парке Победы. Это давало представление о том, как выглядит наш со стороны...
Салют завершился. Рукоплескающий народ разворачивался и нацеливался в сторону метро. До входа в метро, от того мета, где я стоял, было всего два десятка метров. Но все равно народ уже набился, и люди передо мной стояли в несколько рядов. Находится в неподвижной толпе было тепло. Люди всё пребывали, но пешеходная зона моста так и оставалась перекрытой. Так и стояли все, молча рассматривая закрытые стеклянные двери метро. Слева, немного в стороне двое полицейских также соблюдали молчание, перекрывая своим хлипким заслоном единственный адекватный путь в город. Откуда-то сверху спускались во всю мочь скандирующих "Победа!" группа молодых людей. В толпе почувствовалось напряжение. Впрочем те умолкли, когда заметили тихо стоящую массу людей.
Толпа начала ворчать: "Предупредили хотя бы, что метро закроют!" Говорили негромко, но из-за тишины всем всё было слышно.
- А вы, что, в первый раз на салюте?
- Да, впервые.
- Ну, так всегда метро после салюта перекрывают!
- А как же теперь попасть в метро?
- Девушка, ближайшая станция вон за тем спорткомплексом, - молодой парень показал рукой в сторону Лужников. - Там метро "Спортивная".
- Господи, а как же туда попасть?!
- Вон, видите, полиция стоит - за ними пешеходный переход. Перейдете по нему...
Кто-то из впереди стоящих стал продираться куда-то в противоположную переходу сторону. Толпа заволновалась. Несколько человек последовало за ним. Делать это в толпе неудобно, поэтому им оставалось лишь продираться...
Наконец, послышался резкий женский голос. Дежурная по станции объявила по громкой связи, что этот вестибюль временно закрыт, и нужно пользоваться вестибюлем на той стороне моста.
Двое полицейских у перехода несколько изменились в лице: часть толпы стала поворачиваться в их сторону, а спасительной команды от руководства всё не поступало. Наконец, рация заработала, команда поступила, и была принята к исполнению. Путь на пешеходный мост был свободен...
Когда я зашел в метро с Лужнецкой набережной, и дошел до середины платформы, то увидел, что в метро стало работать в обычном режиме.
Вот такие они были в этот вечер: Москва и её салют.
Салют, Москва!..
Читать часть 1, часть 2.
... Покидаю Нескучный сад. Нужно торопиться. Схожу с петляющей меж деревьев дорожки - немного срезаю путь. Спускаюсь по умеренно крутому дну одной из балок вниз к реке. Откуда-то нарастает непонятный грохот. Интересно, что это может быть? Спустившись к набережной, вливаюсь в тот же размеренно двигающийся редкий поток гуляющих. Источником шума оказался железнодорожный мост, по которому медленно двигался товарный поезд.
В непосредственной близости к мосту странным выглядит наличие элитного жилого комплекса под названием Грин-Хилс . Хотя, с определенными оговорками, место здесь просто офигительное! От реки комплекс отделяет лишь дорога и набережная. Четырехэтажные здания комплекса выполнены в традициях русского модерна - радуют глаз!
Любая мало-мальски пригодная лужайка у реки занята сидящими людьми. Особенно много их перед Лужнецким метромостом, у так называемого пляжа-пристани. На одной фотографии прошлого века это место запечатлено в летний жаркий день. Народу тогда было - яблоку негде упасть. Сейчас здесь не так многолюдно. В Москве-реке я заметил всего одного купальщика, который уже возвращался к берегу, будто спасаясь от проходивших по реке двух больших прогулочных судов...
Солнце клонилось к закату. Сейчас оно спряталось за метромост, но в арке под ним красно-оранжевые лучи продолжали отражаться от волнующейся поверхности реки. Красиво!
Сам мост двухъярусный. На первом ярусе размещается станция метро "Воробьёвы горы". С наружных сторон моста прилепились малозаметные открытые пешеходные переходы...
Странно! Второй раз бросаю взгляд на верхний, автомобильный ярус моста, а замеченная мною ранее на мосту пробка похоже и не собирается рассасываться. Я перешел под мостом по набережной, и понял причину этого феномена. Это была не пробка. На другой стороне на мосту машины стояли точно также, и не собирались никуда двигаться. Несмотря на расстояние и высоту я смог заметить, что по среднему ряду дороги движение есть. Воспользовавшись послаблением со стороны властных структур, которое, наверное, стало традиционным в праздничные дни, автовладельцы устроили на мосту стихийную стоянку, судя по всему, возникшую не одномоментно, и уже некоторое время назад. У нас ведь заведено, что кто не успел - тот опоздал! Многие из них вышли из своих автомобилей и скучающе посматривали по сторонам. Резвились дети...
Ярусом ниже, на пешеходном переходе потихоньку начали собираться люди...
Я осмотрелся. Если подняться к смотровой площадке у МГУ, то потом придется возвращаться сюда же, к мосту, чтобы перейти по нему на ту сторону Москвы-реки к станции "Спортивная". А это была дополнительная трата времени.
Впрочем, до салюта оставался еще час времени, поэтому я решил проверить все возможные варианты. Первый вариант со смотровой площадкой перед МГУ отпал быстро, и сам собой - полиция оцепила к ней все подступы. Тогда я решил встать на пешеходной части метромоста. Подхожу к лестнице, но обнаруживаю, что и она перекрыта металлическим ограждением и двумя полицейскими. Опоздал.
- Скажите, - обращаюсь я к одному из них, - а после салюта здесь можно будет пройти?
Мне отвечает молодой лейтенант в новой темно-синей парадной форме, что беспокоиться, мол, не стоит, как только поступит команда, так и начнут пропускать. За то краткое время пока я задавал свой вопрос, а он мне на него отвечал, ему раза два приходилось отвлекаться, и говорить "Нет!" желающим попытать счастья пройти, просочиться, пролезть, одним словом, попасть за ограждение. А сколько раз в течение оставшегося до салюта времени он должен еще будет произнести "Нет", "Нельзя", "Запрещено" непонимающим гражданам? Работенка еще та! С людьми всегда тяжело работать. Но именно здесь и проявляется профессионализм...
Я спустился вниз на набережную, и стал соображать, что делать дальше. На мост также перестали пускать. Надо было приходить заранее... Я с сожалением посмотрел через реку, представил себя на противоположном берегу. Обращенная в сторону Воробьевых гор, та набережная показалась мне более удобным для просмотра салюта местом.
Позади меня крутой склон, в высоту метров десять. Со стороны входа в метро на его вершину есть проход, но он тоже перекрыт. Однако, народ туда как-то просочился, и теперь сидит себе в ожидании. Гребень склона выглядит словно насест в курятнике. Народ, сидящий там может быть признаком удобного для просмотра места. Покрытый травой склон, пожалуй, крутоват, но праздничное воодушевление будто витает в воздухе: раз не пускают там, то я поднимусь здесь! Я подступаю к подножию, и начинаю карабкаться наверх. На склоне попадаются выемки для ног, с ними легче. Кстати говоря, подниматься всегда легче, чем спускаться. Вспомнилось восхождение на скалу отца Федора в романе "Двенадцать стульев": наверх он тоже забрался без труда, а вот слезть не смог...
Отсюда видна верхняя часть стелы на Поклонной горе. Кажется, что она близко. Темнеет. До салюта еще полчаса. Начинает ощутимо холодать. Утеплится не во что, куртку оставил дома. Хорошо, что снижение температуры имеет свой предел, и опустившись до определенной отметки оно наконец-то прекратилось. И то хорошо, что околеть от холода в оцепленном районе Москвы у меня не получится.
Видно, что ни у одного меня боевое настроение: к нам на пригорок тем же способом, что и я, взобралась пожилая пара...
С вершины гряды хорошо просматривается Москва-река. На ней уже скапливаются речные суда. Я насчитал штук двадцать разных по размеру кораблей, от огромных, при развороте в длину занимающих треть реки, до упитанных катерков. Один такой, двухэтажный белый катер, от этого кажущийся раздувшимся от важности, с открытой верхней палубкой, появился из-под метромоста, медленно и плавно вошел в прилегающую акваторию, и посигналил своей особой речной "крякалкой". Оба берега с застоявшимися в ожидании людьми дружно отозвались восторженными криками. Катерок "крякнул" еще раз, и возгласы усилились аплодисментами и криками "ура!". Потом все стихло. Корабли продолжали занимать на реке наиболее удобные для просмотра места...
Я подошел к краю, посмотрел вниз: несмотря на крутизну, весь склон был усыпан как-то примостившимися, сидящими на нем людьми...
Первый залп прозвучал громко и неожиданно. Я вздрогнул. Били откуда-то сверху и, похоже, салютная точка размещалась не очень далеко. Успевшее потемнеть небо рассыпалось гроздьями фейерверка. К сожалению, место где мы расположились оказалось не совсем удачным - просмотру мешали ветки деревьев. Среди нераспустившейся кроны метались в нервном полете обезумевшие от страха, дезориентированные птахи...
Под конец размеренное бабаханье салюта стало интенсивнее. Красота воздушных разрывов становилась всё интереснее. Однако небо и сам салют заволокло дымом, который сносился слабым ветром в сторону Москвы-реке. Изредка я смотрел на соседний фейерверк в Парке Победы. Это давало представление о том, как выглядит наш со стороны...
Салют завершился. Рукоплескающий народ разворачивался и нацеливался в сторону метро. До входа в метро, от того мета, где я стоял, было всего два десятка метров. Но все равно народ уже набился, и люди передо мной стояли в несколько рядов. Находится в неподвижной толпе было тепло. Люди всё пребывали, но пешеходная зона моста так и оставалась перекрытой. Так и стояли все, молча рассматривая закрытые стеклянные двери метро. Слева, немного в стороне двое полицейских также соблюдали молчание, перекрывая своим хлипким заслоном единственный адекватный путь в город. Откуда-то сверху спускались во всю мочь скандирующих "Победа!" группа молодых людей. В толпе почувствовалось напряжение. Впрочем те умолкли, когда заметили тихо стоящую массу людей.
Толпа начала ворчать: "Предупредили хотя бы, что метро закроют!" Говорили негромко, но из-за тишины всем всё было слышно.
- А вы, что, в первый раз на салюте?
- Да, впервые.
- Ну, так всегда метро после салюта перекрывают!
- А как же теперь попасть в метро?
- Девушка, ближайшая станция вон за тем спорткомплексом, - молодой парень показал рукой в сторону Лужников. - Там метро "Спортивная".
- Господи, а как же туда попасть?!
- Вон, видите, полиция стоит - за ними пешеходный переход. Перейдете по нему...
Кто-то из впереди стоящих стал продираться куда-то в противоположную переходу сторону. Толпа заволновалась. Несколько человек последовало за ним. Делать это в толпе неудобно, поэтому им оставалось лишь продираться...
Наконец, послышался резкий женский голос. Дежурная по станции объявила по громкой связи, что этот вестибюль временно закрыт, и нужно пользоваться вестибюлем на той стороне моста.
Двое полицейских у перехода несколько изменились в лице: часть толпы стала поворачиваться в их сторону, а спасительной команды от руководства всё не поступало. Наконец, рация заработала, команда поступила, и была принята к исполнению. Путь на пешеходный мост был свободен...
Когда я зашел в метро с Лужнецкой набережной, и дошел до середины платформы, то увидел, что в метро стало работать в обычном режиме.
Вот такие они были в этот вечер: Москва и её салют.
Салют, Москва!..
Читать часть 1, часть 2.
Комментариев нет:
Отправить комментарий